Эпименид


Эпименид
    Эпименид, по словам Феопомпа и многих иных, был сыном Фестия, а по другим сведениям – Досиада или Агесарха; родом он был критянин из Кносса, хотя с виду и не похож на критянина из-за свисающих волос.
    Однажды отец послал его в поле за пропавшей овцой. Когда наступил полдень, он свернул с дороги, прилег в роще и проспал там пятьдесят семь лет. Проснувшись, он опять пустился за овцой в уверенности, что спал совсем недолго, но, не обнаружив ее, пришел в усадьбу и тут увидел, что все переменилось и хозяин здесь новый. Ничего не понимая, он пошел обратно в город; но когда он хотел войти в свой собственный дом, к нему вышли люди и стали спрашивать, кто он такой. И только отыскав своего младшего брата, уже дряхлого, он узнал от него, в чем дело. А когда об этом пошла слава между эллинов, его стали почитать любимцем богов.
    В это время афинян постигла моровая болезнь, и пифия повелела им очистить город; и они послали корабль с Никием, сыном Никерата, на Крит за Эпименидом. Эпименид приехал в 46-ю олимпиаду, совершил очищение города и остановил мор вот каким образом. Собравши овец, черных и белых, он пригнал их к Аресову холму и оттуда распустил куда глаза глядят, а сопровождающим велел: где какая ляжет, там и принести ее в жертву должному богу. Так покончил он с бедствием; а в память о том искуплении и поныне в разных концах Аттики можно видеть безымянные алтари1-106. Некоторые же говорят, что причиною мора он назвал Килонову скверну и указал избавление от нее; и когда умерли двое юношей, Кратин и Ктесибий, несчастье миновало. Афиняне постановили дать ему талант денег и корабль для возвращения на Крит; денег он не принял, но меж кносянами и афинянами утвердил дружбу и союз.
    После возвращения на родину он вскоре умер; а прожил он сто пятьдесят семь лет (как пишет Флегонт в книге "О долгожителях"), или триста лет без года (как говорят критяне), или сто пятьдесят четыре года (как, по слухам, утверждал Ксенофан Колофонский).
    Он сочинил "Происхождение куретов и корибантов"1-107 и "Феогонию" в 500 строк, а также о построении Арго и отплытии Ясона в Колхиду 6500 строк. Написал он также в прозе "О жертвоприношениях в критском государственном устройстве" и "О Миносе и Радаманфе" до 4000 строк; а в Афинах основал храм Благих Богинь1-108, как о том сообщает Лобон Аргосский в книге "О поэтах". Говорят, он был первым, кто стал воздвигать храмы и очищать дома и поля.
    Некоторые уверяют, что он никогда не спал, а досужее время проводил, собирая зелья.
    От него сохранилось письмо к законодателю Солону с описанием государственного строя, установленного для критян Миносом. Впрочем, Деметрий Магнесийский (в книге "О соименных поэтах и писателях") пытается оспорить это письмо, ибо оно позднее и написано не на критском наречии, а на аттическом, и к тому же новейшем. Однако я нашел и другое его письмо, вот какого вида:
    Эпименид – Солону. "Не падай духом, друг. Если бы Писистрат овладел афинянами, привыкшими к неволе, а не к добрым законам, то он бы сумел поработить граждан и утвердить свою власть навсегда; но как порабощает он мужей не худых и памятующих Солоновы остережения со стыдом и болью, то они и не вынесут его тиранства. Даже если сам Писистрат и удержит город, то детям своим, уповаю, власти своей уже не передаст: ибо несподручно быть рабами мужам, привыкшим к свободе при наилучших уставах. Ты же, друг, не пускайся в странствия, а будь ко мне на Крит – здесь над тобою не будет грозного единодержца; в странствиях же тебе могут встретиться его друзья, и тогда, боюсь, как бы не было тебе худо". Таково это письмо.
    Еще Деметрий передает рассказ, будто Эпименид получал свою пищу от нимф и хранил ее в бычьем копыте, что принимал он ее понемногу и поэтому не опорожнялся ни по какой нужде, и как он ест, тоже никто не видел. Упоминает о нем и Тимей во II книге. А некоторые рассказывают, что критяне приносят ему жертвы, как богу, ибо он, по их словам, был наделен замечательным предвидением: так, увидав Мунихий в Афинах, он сказал, что афиняне не знают, скольких бед причиною станет им это место, иначе бы они его разрушили собственными зубами; а было это задолго до случившегося1-109. Еще рассказывают, будто он сперва назывался Эаком, будто предсказывал лаконянам их поражение от аркадян1-110 и будто притворялся, что воскресал и жил много раз. И Феопомп в "Удивительных историях" говорит, будто когда Эпименид собирался воздвигнуть храм нимфам, то с неба был ему голос: "Не нимфам, а Зевсу, Эпименид!" Критянам, как сказано, он предсказал поражение лакедемонян от аркадян – и подлинно они были разбиты при Орхомене.
    Одряхлел он во столько дней, сколько проспал лет, – это тоже сообщает Феопомп. А Мирониан в "Сравнениях" говорит, что критяне его называют куретом. Тело его сохраняют у себя лакедемоняне, следуя некоему оракулу (так пишет Сосибий Лаконский).
    Было и двое других Эпименидов: второй – генеалогический писатель и третий – писавший в Родосе на дорийском наречии.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Издательство "Мысль", / 2-е изд., испр.. . 1986.

Смотреть что такое "Эпименид" в других словарях:

  • Эпименид — (др. греч. Ἐπιμενίδης)  древнегреческий жрец и провидец, представитель предфилософской традиции эпический поэт. Родился в …   Википедия

  • ЭПИМЕНИД — древнегреческий жрец, прорицатель и поэт, по преданию необычайно долго проспавший в зачарованной пещере. Родом с Крита. Совершил очистительные обряды в Афинах после Килоновой смуты (7 в. до н. э.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эпименид — (Epimenides, Επιμενίδης). Поэт и прорицатель с острова Крит, живший около 590 г. до Р.Х. Он был призван в Афины по совету Солона для принесения умилостивительных жертв. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург …   Энциклопедия мифологии

  • ЭПИМЕНИД — ЭПИМЕНИД, древнегреческий жрец, прорицатель и поэт, по преданию необычайно долго проспавший в зачарованной пещере. Родом с Крита. Совершил очистительные обряды в Афинах после Килоновой смуты (см. КИЛОН) (7 в. до н. э.) …   Энциклопедический словарь

  • ЭПИМЕНИД — греч. По греческой мифологии: любимец богов, живший на Крите во времена семи мудрецов; он, проспавши в пещере 40 лет, проснулся с пророческим даром. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Эпименид — (Epimenídes)         в Древней Греции полулегендарный мудрец, прорицатель и поэт, родом с о. Крит. Будучи ребёнком, пас овец, задремал в пещере и проспал 57 (или 40) лет. Проснувшись, Э. почувствовал в себе способность к жреческой деятельности и… …   Большая советская энциклопедия

  • Эпименид — (Epimenides) жрец, род. в VII в. до Р. Хр. на острове Крите в г. Фэсте, жил потом в Кноссе; в древних сказаниях изображается любимцем богов и прорицателем. По словам Аристотеля, он не предсказывал будущего, но разъяснял темное прошлое. Сообщается …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЭПИМЕНИД —    • Epimenĭdes,          Έπιμενίδνς, с острова Крит, родился в Фэсте, жил в Кноссе, современник семи мудрецов, к которым его даже и причисляли, стоит на рубеже мифических времен и исторических. Он стоял в отношении к энтузиастическому культу… …   Реальный словарь классических древностей

  • Эпименид —          в Др. Греции полумифич. жрец, иногда причисл. к семи мудрецам. По преданию, родился на о ве Крите; будучи послан однажды отцом пасти овец, заснул волшебным сном и проспал 57 лет; во время сна был наделен даром исцеления больных и… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Эпименид —         (греч. Epimenides), легендарный «жрец искупления», родился на о. Крит, ок. 500 до н. э. жил в Афинах. Э. принадлежал к тому же философско религиозному направлению, что и Орфей, Эмпедокл и Пифагор. Согласно легендам, его душа могла на… …   Словарь античности

Книги

Другие книги по запросу «Эпименид» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.